Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
"Я С ВАМИ, И НИКТО НЕ ОДОЛЕЕТ ВАС!" 28 мая православная церковь празднует Вознесение Господне – один из двенадцати главных церковных праздников христиан. Отмечают его на сороковой день после Пасхи. В основе праздника, как и следует из названия, лежит событие Вознесения Иисуса Христа на Небо. Как сообщают апостолы-евангелисты, еще сорок дней после Воскресения Спаситель являлся своим ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру, помогая пережить расставание. Встречаясь с ними, Господь чудесным образом просветил разум апостолов. Будучи людьми простыми, неучеными, они до того времени не совсем ясно понимали Священное Писание, но теперь им суждено было стать столпами веры и символами стойкости и горячей любви к Богу и людям. На одной из таких встреч в Галилее Господь сказал апостолам: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века" (Евангелие от Матфея. 28: 18-20). Когда же подошли к концу сорок дней после Пасхи, в течение которых Христос постепенно готовил апостолов к их великому служению, Спаситель с учениками и Божией Матерью взошли на гору Елеонскую. Благословив всех, Сын Божий совершил последнее чудо Свое при жизни на земле: удивительным образом покинул ее, поднявшись в Небо. К вознесшемуся на Небо Иисусу Христу должны мы постоянно обращать свои мысли и сердца в святой надежде достигнуть Неба, попасть в Царствие Небесное. Иконография праздника Вознесения Господня основана на свидетельстве трех Евангелий – от Матфея, Марка и Луки, а также на тексте Книги Деяний апостолов. Первый вариант изображения сложился еще в раннехристианскую эпоху и нашел свое продолжение в более поздней станковой иконописи Византии и Руси. Образ Вознесения Господня находится в купольной росписи многих византийских и древнерусских храмов IX-XII вв. В русских высоких иконостасах с середины XIV века икона "Вознесение Господне" появляется в составе праздничного чина. Праздник Вознесения Господня был одним из самых любимых на Руси. Примечательно, что в такой вот праздничный день в 1799 году родился наш гений – Александр Сергеевич Пушкин. Разве не чудо? Поэт, вознесший русскую словесность до высот недостижимых, появился на свет именно в праздник Вознесения. При всеобщем ликовании народа и звоне колоколов! Пушкин всю жизнь особо выделял этот праздник, почитал икону "Вознесение Господне", и для венчания выбрал храм "Большое Вознесение" у Никитских ворот в Москве. Но Вознесение Иисуса Христа – не просто событие, происшедшее две тысячи лет назад. Не только исторический эпизод, вдохновляющий русских гениев Рублева и Пушкина и классиков мировой живописи – великих Леонардо и Рембрандта. Это великое событие духовной истории. Не случайно в церквях в день Вознесения в праздничных песнопениях повторяют такие слова о постоянном присутствии Господа в нашем мире: "Я с вами, и никто не одолеет вас!"
Источники: Евангелие / сост. А. Астахов. – М. : Белый город ; Воскресный день, 2013. – 416 с. : ил. Глаголева, О.В. Великие православные праздники / О. В. Глаголева. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 432 с. : ил. Колесникова, В. Русские православные праздники / В. Колесникова. – М. : Крон-пресс, 1995. – 320 с. Майорова, Н. О., Скоков, Г.К. Русская иконопись. Сюжеты и шедевры / Н. О. Майорова, Г. К. Скоков – М. : Белый город, 2007. – 544 с. : ил. Смирнова, Э.С. Московская икона XVI-XVII веков : альбом / Э.С. Смирнова. – Л. : Аврора, 1988. – 320 с. : ил. Тарасов, О.Ю. Икона и благочестие: очерки иконного дела в императорской России / О. Ю. Тарасов. – М. : Прогресс-Культура ; Традиция, 1995. – 495 c. : ил.
Подготовила О.Н. Полякова, заведующая отделом литературы по искусству
|